Статья из сборника. Автор — Зубарев Юрий Александрович

 ПОДГОТОВКА СПОРТСМЕНОВ ТОМИКИ АЙКИДО К ПОЕДИНКУ

 НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ

(из опыта подготовки атлетов айкидо в Белгородской области)

Рандори – в переводе с японского, поединок (борьба). В Томики Айкидо есть несколько видов поединков:

Тошу Рандори – поединок с голыми руками.

Танто Рандори – поединок с ножом или против ножа

Танто рандори лайт — поединок с ножом по облегченным правилам

 

Рандори является самой динамичной и захватывающей категорией в соревнованиях по Томики Айкидо, по мнению многих специалистов. При анализе литературы и интернет ресурсов выявилось отсутствие информации о подготовки юных айкидок к поединку рандори на начальном этапе обучения. В данной статье рассматриваются методы подведения атлета к самой сложной категории на начальном этапе обучения. Данная методы основываются на личном опыте автора, как спортсмена и тренера.

Алгоритм подготовки спортсменок к рандори:

1 этап — обучение страховок и основных комплексов перемещения (унсоку и тегатана)

2 этап – изучение базовых техник в виде ката (Кихон ваза)

3 этап – изучение спортивного удара ножом «Цки»  и ухода от удара «Тайсабаки»

4 этап – изучения выхода на ближнюю дистанцию и выведение из равновесия.

5 этап – изучение приемов в поединке.

1 этап

Айкидо – это контактный вид единоборств, поэтому возможны травмы спортсменов. Не правильно выстроенная методика может привести не только к травме, но и страху перед поединком, что создаст негативный психологический фон для занятия соревновательным айкидо. Чтобы минимизировать эту проблему, в первую очередь, изучают страховки и правильные передвижения (перемещения). В Томики айкидо это комплекс Унсоку и Тегатана.

2 этап

Вторая стадия подготовки – это изучение Кихон Ваза (базовых техник). Кендзи Томики много работал над тем, чтобы из огромного числа техник айкидо выбрать основные техники. Поскольку он исключил техники, которые считал слишком сложными или слишком опасными для соревнований, он выделил 17 базовых техник для Томики айкидо.

Эти техники разбиты на 4е блока: Атеми Ваза, ХиджиВаза, Текуби Ваза и Уки Ваза.

Первый основной блок Атеми Ваза — это набор из пяти техник, которые классифицируются как ударные или техники, построенные на базе ударов.

  • Шомен Атэ: Удар спереди
  • Айгамае Ате: Удар из одной позиции
  • Гъякугамае Ате: Удар из обратной стойки
  • Гедан Ате: Удар из Нижнего уровня
  • Уширо Ате: Удар сзади

В Кихоне и поединке удары заменены толчковым воздействием на корпус или голову.

При изучении Кихон Ваза первоначально концентрируются на пяти 5 ключевых моментах, а уже потом на основных принципах Айкидо.

  1. Начальная стойка. Спортсмен стоит в полной боевой готовности. В любой момент готов произвести атаку или отразить ее.
  2. Уход с линии атаки с выведением из равновесия. Используя правильное перемещение (Унсоку), надо уклониться от атаки при этом контролировать руку соперника
  3. Взятие под контроль. Айкидок входит в зону соперника на дистанцию Атеми таким образом, чтобы соперник был в дисбалансе.
  4. Бросок. Бросок который надо прежде всего произвести ногами. Контролируя соперника, выведя его из равновесия необходимо сделать шаг в нужном направлении, при этом используя центр тела (ки). Руки же являются проводником. То есть только провожают соперника при броске.
  5. Конечная стойка. Спортсмен фиксирует свою стойку, показывая, что  может контролировать не только соперника, но и все вокруг себя (Дзаншин)

Конечно же при полном сопротивлении партнера, да и еще если он намного крупнее и сильнее, бросить его на татами очень сложно. Здесь необходимо понимать чувство дистанции, умение встраиваться в движения соперника, использовать силу и динамику движения противника.

3 этап

Одним из важных моментов в Танто Рандори является уход с линии атаки (Тай Сабаки). Чтобы подготовить юного атлета к Танто Рандори можно использовать такую схему подготовки:

  • Уход с линии атаки. Партнер с Танто наносит удар Цки, который регламентируется правилами по Томики Айкидо, а спортсмен должен своевременно уйти с линии атаки, используя при этом Унсоку и отодвигая руку соперника с Танто от себя.
  • Уход с линии атаки с «прилипанием». Партнер с Танто наносит удар Цки и отскакивает назад, чтобы разорвать дистанцию и нанести следующий удар. Атлет уходит с линии атаки и делает резкое движение в сторону соперника, чтобы подойти на ближнюю дистанцию.
  • Уход с линии атаки с последующим переходом на ближнюю дистанцию и броском. Нужно выполнить все предыдущие действия и в конце сделать прием из 17ти базовых техник.

 

4 этап

В моей тренерской деятельности  я использую 5 основных правил:

  1. Золотое правило – куда нас толкают (тянут), туда мы и бросаем
  2. Прилипание. Чтобы бросить нам нужно подойти близко (прижаться)
  3. «Не танцевать». Очень много спортсменов на начальном этапе берут друг друга за руки и пытаются таким образом вывести из равновесия. Такие движения очень похожи на танец.
  4. Контролировать локоть. Контроль (прихват) локтя соперника доставляет массу неприятных ощущений. Тем самым вытаскивая локоть от прихвата, соперник сам себя разбалансирует и если вовремя успеть встроиться в движение, то есть большая вероятность схватку завершить броском. Воздействуя на локоть соперника при движении, можно легко контролировать и самим противником.
  5. Постоянно быть в движении и в нужный момент ускориться. При движении нужно быть максимально в расслабленном состоянии, тягучим и изворотливым, но при этом, готовым в нужный момент взорваться, то есть сделать рывок, скачок, скручивание и т.п.  Напряженного соперника легко вывести из равновесия и бросить, так как есть упор для броска.

Немало важная деталь, которую можно добавить к основным моментам, это Провоцирование на определенное действие: на атаку (удар, захват, попытку выполнить прием) или передвижение.

Для того, чтобы активно и продуктивно вести поединок на татами в Томики Айкидо существуют множество подходов на техники (приемы), упражнения и выбор тактики.

 

5 этап

С изучением каких приемов можно пробовать бороться? В основном мы разбираем с детьми такие приемы, как уширо ате (выход за спину противника) , тенкай коте хинери (воздействуя на руку соперника, проворачиваясь под ней, укладывая соперника на живот), мае отоши (воздействуя на локоть соперника одной рукой и держа запястье другой) и шомен ате (воздействуя на корпус или подбородок соперника, толкая перед собой). Они достаточно эффективны и понятны на начальном этапе. Дети их легко понимают, применяют и комбинируют, то есть переходят с одной техники на другую.

Также особую роль для развития юных спортсменов играют подвижные игры. Они развивают у детей ловкость, силу, выносливость. Так как детям больше нравится тренироваться динамично, с сопротивлением, по моим наблюдениям, то юные атлеты активно вливаются в борьбу (в рандори).

Главное в этой методике грамотно подвести начинающего спортсмена к поединку.

 

Говорить о выводах пока рано, но в моей работе заложены несколько гипотез.

  1. Ранняя специализация у детей в спорте дает наилучшие результаты.
  2. Чем больше дети познают двигательных навыков, тем быстрее они развиваются, становятся сильными, ловкими, выносливыми.
  3. В Томики Айкидо в частности способствуют развитию всех этих качеств максимально быстро. Тем самым мы подготавливаем юных спортсменов к большому спорту, чтобы наши спортсмены в будущем могли достойно себя показать на татами, конкурируя с основными соперниками (Японией, Англией), так как в этих странах считается сильнейшие школы Томики Айкидо. Учитывая победы на мировой арене российских спортсменов, с гордостью можно сказать, что российская школа Айкидо тоже является одной из лучших.

 

 

Вторая часть

 

В процессе обучения, тренировок я исследую не только самого себя, но и своих учеников анализирую свой образ действия и мотивацию, которая поддерживает те или иные сценарии поведения на тренировке или привычки. Я ищу способы, как усовершенствовать телодвижения и действия. На семинарах я изучаю множество моделей, модернизирую и проецирую их в свой тренировочный процесс.

В спортивном зале мы учимся не только приемам, но и ощущениям, то есть учимся ощущать действия нападающего в рандори, спровоцировать его на определенное действие и в нужный момент поменять исход события и провести бросок. Как раз это позволяет нам демонстрировать свои способности к самозащите, самовыражению и умению приспосабливаться. Именно там, где заранее невозможно спрогнозировать исход, мы используем искусство действовать интуитивно, в духе импровизации.

С помощью специальных упражнений, заточенных на подготовку юных спортсменов к рандори (см. журнал Айкидо: теория, методика, практика за 2022г стр. 51), мы изучаем самих себя и свое тело на самых различных уровнях: физическом, биомеханическом, интеллектуальном, эмоциональном, духовном.

Общепринятое правило гласит, что настоящее обучение начинается тогда, когда получен черный пояс. Все, что предшествовало этому этапу, было предварительной подготовкой. Но и начинающие спортсмены тоже хотят бороться и применять приемы айкидо не только на тренировке, но и в поединках (рандори), участвуя в соревнованиях и различных статусных турнирах. Поэтому мы готовы начать обучение.

Обучение представляет собой процесс приобретения знаний и их усвоения – в таком виде, чтобы их можно было использовать на практике. Обучение также предполагает освоение навыков.

Чтобы освоить приемы, мы узнаем, как движется наше тело, и учимся тому, как сделать его движение более целесообразным и успешным. (см. журнал Айкидо: теория, методика, практика за 2022г стр.54).

Прогресс предполагает процесс, а процесс определяет искусство.

Старинное изречение гласит, что учитель появляется тогда, когда готов ученик.  Именно поэтому мы тренируем своих учеников быть постоянно готовыми к поединку не зависимо от уровня его подготовки.

Прием можно выполнять с большим или меньшим размахом. В начале тренировок мы часто используем широкие движения. Мы полны энергии и щедро расходуем ее на более эффектные, нарочитые, размашистые, круговые движения.

На следующем этапе тренировок мы обнаруживаем, что те же самые приемы могут выполняться на гораздо более ограниченном пространстве. Подчеркнутая демонстративность не столь важна, как действенность.

Айкидо состоит из схваток, приемов и взаимодействий. Это обмен информацией через движение и через процесс.  Поэтому очень важно отрабатывать прием, также подходы к приему с разными партнерами.

Отрабатывая прием с разными партнерами, мы стакиваемся с разнообразными проблемами. В приеме могут быть различные нюансы воздействия. Своеобразие манеры нападения партнера требует неуловимых изменений в приеме, если только ваша сила не настолько велика, что может превзойти любую другую. В основном мы учимся сливаться с действием партнера, выводя его из равновесия, самим оставаться в устойчивой позиции.

Рассмотрим один пример. Представим удар, направленный в ваш корпус, в руке которой находится танто (резиновый нож). Атаке присущи скорость, намерение – ударить со всей силы, и потенциальная возможность произвести мощное воздействие на ваше тело. Простое уклонение при помощи поворота бедер защищает вас от предстоящего укола, гасит силу атаки, тем самым можно провалить атакующее действие партнера, слиться с движением и, выводя из равновесия, сделать бросок.

Следующее чему мы учимся — изменять скорость поединка.  Здесь важно понимать какой соперник стоит перед вами. Как говориться, «прощупывать», «раздёргивать», вовлекать и провоцировать на определенные действия. Проявлять тактические навыки.

Давайте зададим себе такие вопросы. О чем думаете? что ощущаете? На чем сосредотачиваетесь в схватке или в процессе других взаимодействий? Останавливаете ли свое внимание на силе захвата противника, на размерах или опыте – в силу воспринимаемого сопротивления?

Обращали ли внимание, как вы дышите во время поединка? Ваши плечи скованны и подняты или вы перемещаетесь мягко и непринуждённо? Чтобы вывести противника из равновесия, вы подаетесь только верхней частью корпуса, то есть используете только силу рук или же вовлекаете в работу свой центр? Ощущение положения вашего центра тяжести по отношению к центру тяжести противника? Находится ли ваш центр выше, чем у противника? Помогает это или мешает вашим усилиям вывести его из равновесия? Чтобы ответить нам необходимо не только множество часов в отработке приемов и подходов к ним, но и соревновательный опыт в поединках против соперников, которые проявляют полное сопротивление и тоже хотят произвести на вас бросок.

Многократное повторение приема или движения развивает моторную координацию, побуждает ощущать партнера и создает возможности для исследования вариантов приема.

При выполнении приема обращайте внимание, где и когда движение затруднено, и ищите иные пути, обеспечивающие лидерство и контроль в процессе поединка.  То есть учимся переключаться из одной техники в другую, используя силу своего соперника против него самого до такого момента, когда ваш соперник не окажется на татами

Чтобы изменить финал схватки нужно занять более выгодное положение перед следующими атаками. Нападающего можно отвлечь от его центра или вынудить занять невыгодное положение и в дальнейшем заменить один прием на другой (хикитатегейко).

На занятиях ограничения действий приводит к появлению нового образца действий. Изменение представляет собой естественный итог изучения, испытания и применения новых вариантов.

Так же важный момент — сохранение ма-ай. Давайте вспомним, что это такое. Ма-ай – один из важнейших принципов айкидо, представляет собой сферу вокруг айкидоки, в пределах которой он в безопасности. Если укэ входит в эту область, у айкидоки два пути: восстановить ма-ай или приступить к выполнению приема. В противном случае возникает угроза поражения. Принцип особенно актуален, если укэ имеет физическое превосходство или вооружен. Я считаю, умение сохранять ма-ай, является одним из важнейших принципов изучения.

В момент поединка, нет времени размышлять, оценивать, собираться с мыслями, соображать или проверять ответные действия. Нужно учиться молниеносно реагировать на правах интуиции, ощущений.  Очень часто начинающие айкидоки допускают ошибку, ответную свою реакцию проявляют раньше, чем развернется атака. Тем самым у атакующего есть возможность изменить атакующее действие или остановить ее вовсе.

Нужно понимать и помнить, что каждый занимающийся айкидо обладает индивидуальной манерой двигаться и взаимодействовать, связанной с особенностями не только телосложения, но и духовно-нравственной, артистичной манерами.

На тренировках я люблю экспериментировать. Попробуйте взять один прием и отработать его против пяти разных атак или от одной атаки сделать пять разных приемов.  Так же можно использовать режим хикитатагейко и переключаться пять раз из одной техники в другую.

Ведь наше искусство развивается – в выстраивании приема за приемом.

Впоследствии тренировки становятся театром импровизаций или контактным импровизационным танцем. Импровизация становится выражением свободы.  И благодаря свободе адаптации каждый поединок наполнится гармонией и созидательным взаимодействием, выдержкой и удовольствием.